Ромм Михаил Ильич. Биография

Просмотров: 289

Ромм Михаил Ильич. Биография

Михаил Ильич Ромм - советский режиссер. Фильмы: "Пышка" (1934), "Тринадцать" (1936), "Ленин в Октябре" (1937), "Ленин в 1918 году" (1939), "Мечта" (1943), "Девять дней одного года" (1962), "Обыкновенный фашизм" (1966) и др.

Ромм Михаил ИльичМихаил Ромм родился 11 января 1901 года в Иркутске, куда был сослан его отец, социал-демократ, врач по профессии. Мать происходила из семьи интеллигентов. Она страстно любила театр и свою любовь к искусству передала детям. "Лет с девяти я рос в Москве, — писал Михаил Ромм. — В Москве я окончил гимназию в 1917 году и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Я решил стать скульптором. Это не мешало мне также подвизаться на театральном поприще — в качестве актера".

В годы военного коммунизма Ромм стал продагентом и много разъезжал по стране, затем попал в Красную армию, где был и рядовым, и телефонистом, и даже инспектором.

В 1925 году он закончил скульптурный факультет. Еще одной его страстью была литература. В 1920-е годы он переводил французских классиков — Флобера, Мопассана, Золя. Кроме того, сам сочинял романы, повести, новеллы.

Когда в начале 1930-х годов Ромм пришел в кино, режиссер с похожей фамилией — Абрам Роом, при встрече намекнул молодому коллеге, что ему нужно взять псевдоним: "А то нас будут путать". Михаил ответил: "Я сделаю все, чтобы нас с вами не путали".

Ромм работал ассистентом режиссера, когда ему предложили самостоятельную постановку, но на жестких условиях: картина должна быть немой, срок написания сценария — две недели, всего лишь десять актеров, ни одной массовки и смета минимум в три раза дешевле обычной картины.

Михаил Ромм решил экранизировать "Пышку" (1934). Он никогда не бывал во Франции, но у него оказалось достаточно литературных знаний и ассоциаций для того, чтобы воссоздать колорит мопассановской Франции. С этой картины началось сотрудничество Ромма с оператором Борисом Волчеком.

В 1936 году маршал Ворошилов посмотрел вестерн "Потерянный патруль" Джона Форда и предложил сделать свой вариант советским кинематографистам. Михаил Ромм снял фильм "Тринадцать" (1936), прославивший подвиг горстки красноармейцев, вступающих в бой с басмачами у артезианского колодца. Единственную женскую роль в этой картине сыграла Елена Александровна Кузьмина, которая стала женой Ромма "на всю оставшуюся жизнь". У нее была дочь Наташа от Бориса Барнета. Но своим отцом девочка считала Михаила Ильича.

Девять месяцев съемочная группа провела в экспедиции, в тяжелейших условиях пустыни Кара-Кум. Отснятые с превеликим трудом кадры браковались в Москве, на студии, где лаборанты с удивлением смотрели на пленку со сползшей от жары эмульсией. Пришлось выкопать в пустыне глубокий колодец и держать там, на льду, коробки с пленкой.

Актеры не очень-то верили в молодого Ромма. Вот тут и проявился его характер. Оказалось, что этот добрейший человек обладал железной волей, упрямством и настойчивостью. Картина была успешно завершена.

В 1937-1939 годах выходит знаменитая роммовская дилогия о Ленине ("Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году"). Роль вождя режиссер доверил театральному актеру Борису Щукину. Эффект появления Щукина в гриме Ленина в коридорах студии многократно описан. Вот что рассказывала Елена Кузьмина: "Когда я шла по коридору, ко мне навстречу шагал человек. Что-то в его облике показалось мне знакомым. Когда мы поравнялись, я увидела, что это шел живой Владимир Ильич. Одна рука у него была в кармане пальто, другая размашисто загребала воздух. На голове наивно и смешно кривилась кепочка. Я в первую минуту не поняла, что это загримированный Щукин. Я увидела только Ленина и задохнулась от волнения".

После официального признания "ленинианы" Михаил Ромм вошел в когорту ведущих советских кинорежиссеров. Ромм и дальше собирался развивать эту тему. Но смерть Бориса Щукина опрокинула эти планы.

Вершиной творчества Михаила Ромма считается картина "Мечта" (1943). Снималась она перед самой войной. Действие "Мечты" происходит в Западной Украине 1930-х годов. Глубокий духовный кризис, материальную и душевную нищету обывателей, убожество их идеалов и целей режиссер раскрывал на примере нескольких обитателей меблированных комнат под названием "Мечта". В этой картине замечательно сыграли Ф. Раневская, Р. Плятт, А. Войцик, М. Астангов, М. Болдуман и, конечно, Е. Кузьмина, постоянная участница роммовских картин.

Замкнутый в себе мирок был исследован Роммом с большой социальной точностью и художественным мастерством. "Сочетание смешного, драматического, иронии и лиризма делает фильм примечательным явлением на советском экране в нем, может быть, впервые удалось нащупать зерно трагикомедии", — писал Сергей Юткевич. "Мечту" также посмотрел американский президент Рузвельт и сказал, что это один из величайших фильмов земного шара.

"Последний день перезаписи звука в "Мечте" попал на ночь с субботы 21-го на воскресенье 22 июня 1941 года, — вспоминал Ромм. — Мы закончили перезапись в восемь часов утра. Был ясный солнечный день. Мы поздравили друг друга с окончанием работы, а через три часа я узнал о нападении фашистской Германии на Советский Союз".

Во время войны семью разбросало: дочка Наташа оказалась в Уфе, в составе группы кинематографистов эвакуировалась в Ташкент Елена Кузьмина. Ромм жил в гостинице "Москва".

В конце войны он поставил фильм "Человек 217" (1945), удостоенный Сталинской премии и премии кинофестиваля в Каннах. Это произведение искреннее, сильное и яркое. История советской девушки Тани Крыловой, угнанной в немецкое рабство, вызывала чувство ненависти к фашистам.

Михаил Ромм не был в простое даже в тяжелую пору "малокартинья". В конце 1940-х — начале 1950-х годов он поставил несколько фильмов, таких как "Русский вопрос" (1947) по пьесе К. Симонова и "Секретная миссия" (1950).

Ромм оказался в числе трех режиссеров, которым посчастливилось запустить фильмы в 1951 году. Историческая дилогия "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы" (1952-1953) была создана по пьесе А. Штейна "Флаг адмирала". Эти картины отняли у Ромма много сил.

В 1956 году Ромм выпускает свою самую спорную картину "Убийство на улице Данте", в которой поднималась тема растлевающего, губительного воздействия войны и фашизма на молодежь Запада.

К этому времени уже вышел запрет на съемку жен режиссеров в их фильмах. Это был удар, от которого Михаил Ильич так и не смог оправиться в ходе работы над "Убийством на улице Данте". На главную роль была утверждена театральная актриса Е. Козырева.

Несмотря на большой успех в кинотеатрах, эта работа оставила у режиссера чувство разочарования. Ромм обрекает себя на шестилетнее молчание. Он преподает, пишет, руководит вместе с Ю. Райзманом Третьим творческим объединением на "Мосфильме", ведет два режиссерских курса во ВГИКе. Михаил Ильич воспитывает целую плеяду режиссеров, среди его учеников Г. Чухрай, А. Тарковский, Р. Чхеидзе, Г. Данелия, Г. Панфилов, В. Басов, В. Шукшин, Д. Асанова, Н. Михалков, А. Митта, Т. Абуладзе, И. Таланкин и многие другие. И каждому он помогал в работе над их фильмами, часто повторяя слова Эйзенштейна: "Режиссер — это ум".

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма "Девять дней одного года" (1962). По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось "картиной-размышлением". Он почувствовал, что растет интерес к этим людям, к их особому быту, к их таинственному труду, к их жизни в романтическом ореоле секретности.

Последней работой Ромма стал монтажный фильм о Третьем рейхе "Обыкновенный фашизм" (1966). Отобранная из сотен тысяч метров архивная пленка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссер, — таковы компоненты фильма. Ромм сталкивал два пласта времени — прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Вместе со съемочной группой Ромм выезжал в Польшу и Германию. Толпы экскурсантов проходили по территории лагеря Освенцим. Михаил Ильич следил за ними, повторял их маршруты, пытаясь понять, как современный человек воспринимает то, что он видит.

Фильм "Обыкновенный фашизм" завоевал зрителя общим количеством свыше сорока миллионов. Такой аудитории не знал до этого ни один историко-документальный фильм. Ромм объездил с картиной весь мир.

Ромм был свободным человеком, не боялся спорить с ученым Андреем Сахаровым и с интересом читал его запрещенные труды. Он наговаривал на маленький магнитофон свои рассказы-наблюдения о жизни, встречах с Эйзенштейном, Хрущевым, Сталиным.

Ромм задумал еще один хронико-документальный фильм "Мир сегодня". Но завершить его не успел. Михаил Ильич, сидя дома за письменным столом, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры фильма. Когда в кабинет заглянула Елена Александровна, он сказал: "Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу". Жена помогла ему перебраться на диван. Через несколько мгновений его не стало.

Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года. В его записях, оставшихся в архиве, есть фраза: "Мне нужно только десять лет жизни, и я все успею..."

Фильм "Мир сегодня" заканчивали Э. Климов, Г. Лавров, М. Хуциев, на экраны он вышел под названием "И все-таки я верю" (1976). Но голос Ромма прозвучал с экрана... Он готовился к этой роли, наговаривал на пленку. Фонограммы хватило на две мировые войны, до атомного взрыва в Хиросиме. Потом на экране возник текст: "Здесь обрывается голос автора фильма... Дальше пойдут надписи".